События в Улан-Удэ

В 44 квартале есть холодная вода?
Анонимно

1

Кредитная карта – это не страшно.

Три мифа о карте Tinkoff Platinum ↓

Оформить карту -> https://l.tinkoff.ru/3795638

1

Судя по постам половина людей из нашего города изменяет своим вторым половинкам, а остальные болеют короновирусом 😐😐😐

13

Были сегодня на источнике Итигилова у Оронгоя, но вода имеет какой то довольно резкий привкус. Интересно, можно ли её пить?

3

В Бурятии из-за увеличения случаев заражения коронавирусом изолировали два села в Закаменском районе. О том, что в селах вводятся ограничительные мероприятия, сообщила пресс-служба администрации муниципальных образований.

В сообщении говорится, что такие меры приняты решением районного оперативного штаба. Ограничительные мероприятия вводятся в селах Баянгол и Мыла. Уже с 19 июня на границе сел будет организован круглосуточный пункт контроля.

Теперь попасть в Баянгол и Мылу смогут лишь жители этих муниципальных образований при наличии прописки и по неотложным службам.
Выехать, правда, просто так тоже не получится. Отлучиться из сёл смогут лишь те жители, которым глава Закаменского района подпишет распоряжение.

Сколько будут работать пункты контроля, пока неизвестно. Но администрация пообещала своевременно информировать жителей обо всех изменениях.

показать полностью

0

Люди совсем с ума посходили с короновирусом, пока шла в поликлинику все только о нем и говорили,что в поликлинике, что в магазине по телефону то у одних кто то заболел, то кто то умер.

13

Мне 30 лет и это моя первая беременность , как я думала что желанная
Но увидев 2 полоски на тесте , у меня будто бы жизнь остановилась :( я каждый день думала о том , что не хочу этого , не хочу перемен со своим телом , невозможности делать что хочу и жить как хочу :( отец ребёнка уверил , что все будет хорошо , потому я не пошла на аборт (
Сейчас много недель и я ненавижу себя , ненавижу, отца ребёнка . Мне кажется будто у меня отобрали мою прежнюю жизнь . Что она закончилась с того момента , как появились 2 полоски . У меня нет желания искать в интернете ничего полезного про беременность , я не хочу выбирать этому ребёнку вещи , не хочу успокаивать его когда заплачет 😩 те кто испытал те же чувства , скажите , это пройдёт после родов ? Проснётся ли инстинкт ?

показать полностью

42

В райцентре Бурятии вандалы разгромили новую детскую площадку

Жители Кижинги возмущены действиями злоумышленников

В Кижинге вандалы разгромили недавно построенную детскую площадку для игр «Тамир». Проснувшись утром, жители района близ Центрального стадиона им. Баяртуева увидели разбитый детский городок.

Ущерб от действий злоумышленников составил 83451 рубль.

В паблике «Кижинга-инфо.24/7» появилось сообщение:

«Просьба кто был свидетелем вандализма на детской игровой площадке «Тамир» сообщить Мункоеву Аюру Валерьевичу. А так же родителям провести беседу со своими детьми о недопущении подобных случаев. Администрация МО "Кижингинский сомон", +79836368039».

Жители Кижинги возмущены действиями злоумышленников.

«Зачем? Ради чего? Боже, что за люди, как культура поведения позволяет так поступать?», - пишут они.

Кижингинцы едины во мнении - наказать виновных.

«Ужас! Найти и привлечь, по всей строгости закона. А куда смотрят камеры? Или их там нет?», - спрашивают жители.

Люди предлагают повесить таблички с правилами пользования игровой площадкой, утверждая:

«Старшеклассники катаются на качелях на площадке для детей дошкольного возраста».

Сельчане надеются, что свидетели вандализма все же найдутся и помогут наказать виновных, лишивших детей детской площадки.

Отметим, что случай в Кижинге – не единственный. Ранее мы рассказывали о подростках Кяхты, громящих детские площадки и подъезды, и девяти юных вандалах, разрушивших скульптуру ледяного городка в Закаменске. Правда, тогда злоумышленников задержали благодаря установленной там видео-камере.

Именно для защиты благоустроенных территорий архитекторы включают в расчеты своих проектов расходы на приобретение камер видеонаблюдения.

показать полностью

8

Всем привет! Читаю истории из серии "вышла замуж без любви, но подумала относимся друг к другу хорошо, по дружески, есть взаимопонимание, да и время поджимает" И эти женщины рассказывают, что мучаются в браке, им тошно, на одном взаимопонимании далеко не уедешь, заниматься кексом с нелюбимым скучно, и противно даже. Вот интересно, а бывают ли отношения и браки без любви счастливыми? Видела немало примеров, когда люди или терпели или разводились, и не разу не видела нормальный брак без любви. Я не подразумеваю именно брак по денежному расчету, когда молодая девка обслуживает богатого старпёра ради денег, а обычные отношения и браки, которые начались без любви но с хорошим отношением. Может кто-нибудь состоит в таких отношениях? Есть хоть бы один удачный пример? От большинства психологов мнению которых я доверяю, слышала, что отношения без любви плохая затея. И этому есть весомые аргументы. Интересно ваше мнение. Как относитесь к долгосрочным отношениям и браку, без любви? Смогли бы?

показать полностью

11

Вчера спасатели Бурятской республиканской поисково-спасательной службы обследовали 45 км береговой линии реки Уда в городе Улан-Удэ и ближайшие острова в поисках мужчины.

Как сообщал «Байкал-Daily», 17 июня спасатели выехали в местность «Белые камни» посёлка Онохой Заиграевского района. По информации, поступившей ранее, 7 июня на реке Уда рыбачил и утонул мужчина.

За два дня спасателями было обследовано 105 км акватории. Поиск результата не дал, сообщили в пресс-службе Республиканского агентства ГО и ЧС.

показать полностью

3

У меня такая ситуация. В браке 9 лет, ребенку 4,5 года. Недавно поймала его на измене и подала на развод. Но теперь я терплю такое унижение в свой адрес и оскорбления, от моей и от его родни – что я сама виновата и теперь должна идти на уступки ради сохранения семьи. Только и слышу: будь мудрее, даже если ты была права, а муж нет, подойди, помирись. Не нравится кекс с мужем - терпи, сама …... Делай всё, чтобы угодить мужику и лишь бы он не ушёл. Да, мы из мусульманской семьи, но я считаю, что в нормальных, здоровых отношениях, оба должны идти на уступки, примирения, не должно быть такого, что один в паре работает над отношениями, старается их улучшить, а второй даже не подумает что-то улучшить. Тогда в таком случае лучше быть одной, чем держаться за всякое говно. Я наперекор всем не собираюсь держаться за мужчину, как за спасательный круг, как за последний шанс. Вы согласны со мной? Как пережить этот прессинг от родни?

показать полностью

23

0

Калым за невесту

Почему бурятские девушки были самыми дорогими в Российской империи?

Калым с тюркского переводится как «плата за невесту» или выкуп. По-бурятски – анза, басаганай худалдаан, адуун (басаганай адуун). Это была компенсация роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. В прошлом калым был широко распространён во многих странах мира, а в некоторых этот обычай практикуется до сих пор.

Как появился анза?

Калым был у большинства бурят в XIX веке и вплоть до наступления Советской власти. Но был он не всегда. Так, у эхиритов до XVII в. была традиция искать невесту вдали. «Молодой парень садился на коня и уезжал в дальние края. При встрече с понравившейся девушкой предлагал выйти за него замуж. Если та соглашалась, он её увозил к себе. Девушки согласия родителей особо не спрашивали, да и те не возражали» (П.С.Дырхеев. Верхоленские буряты. с.122, 2011).

Калыма, как и свадеб, не было. Но со временем численность населения заметно возросла, и с середины XVIII в. в обычай входят свадьбы, начинает внедряться калым.

Почему же он появился? Богатые давали больше и отбивали невест. Они имели по 2 - 4 жены, чтобы иметь больше детей и для работы по хозяйству, но большинство мужчин имели одну жену.

Величина калыма

Размер выкупа зависел от состоятельности сторон. За некоторых жён платили до 100 лошадей, значительное количество быков, овец и верблюдов. Одно из названий калыма по-бурятски - адуун (басаганай адуун). Это означало табун кобылиц с одним жеребцом во главе и говорило о том, что в старину калым выплачивался скотом.

У кударинских бурят в конце XIX века, кроме скота, в калым входила денежная сумма от 300 до 700 рублей серебром. У ольхонцев: «У здешних бурят за калым надо платить 470-500 и более рублей, 40-30 скотины, да прибавить «амани морин (конь для езды), ургай гүүн (хоримой) (кобылица для пира), дуртор үхэр (зылэй үнеэн) (корова для доения)» (Жамцарано. с. 66-67). У кудинцев (современный Эхирит-Булагатский район Усть-Орды) в конце XIX в. от 300 до 400 рублей и 6-7 голов скота. До революции было уже от 500 – маленький калым, до 600 -700 – средний и даже до 1000 руб. и больше – до 1500 рублей.

Для сравнения, в это же время у осетин норма калыма была в 200 рублей; у ингушей в 105 руб., в Дагестане калым был заменен брачным договором. И только у башкир его величина была сопоставима с бурятами и составляла от 150 до 1500 рублей.

Обычно семье было трудно выплатить калым сразу, поэтому прибегали к рассрочке. Первый взнос рублей 100 – 150, а затем ежегодно заранее условленные суммы. В тяжелые годы делалось снисхождение, а в благоприятные платили больше. Плюс церемония свадьбы стоимостью рублей в 200 и более. В старину, когда платили скотом, было легче. Выплачивали голов 25-30, иногда до 60 голов крупного скота (не считая мелкого). На свадьбах кололи баранов и пили домашний тарасун, а не как позднее – водку из магазинов.

Общеродовой расход

«Калым выплачивает семья жениха семье невесты; в выплате его, а равно в расходах по празднованию свадьбы принимает участие весь род, ссужая отца жениха деньгами (беспроцентная ссуда) на выплату калыма и давая ему их (безвозвратная ссуда) на расходы по свадьбе. Кроме того, каждый сородич несёт на свадьбу свой тарасун и считает своей обязанностью принять по мере сил участие в угощении гостей. Уже в этом одном чувствуется, что свадьба - дело не одной семьи, а всего рода. В прежние времена, когда скот был общеродовым достоянием, калым выплачивался из общеродовой кассы и поступал, как выкуп за утрату члена в другую общеродовую кассу. Рельефнее всего пережиток того времени, когда калым выплачивал весь род, выступает при выходе вдовы замуж внутри рода её покойного мужа. Как было сказано, при этом калым не платят, хотя бы вдова выходила в самую дальнюю ветвь рода. Если дело женитьбы и выплаты калыма было бы личным делом одной семьи – этого, конечно, не было бы, т.к. при этом семья, откуда ушла вдова, терпит большие убытки, между тем, как семья, куда она входит, получает бесплатно новую работницу» (Петри. С.242).

Но иногда стоимость приданого невесты могла превысить стоимость калыма. Это был подарок рода, а затем семьи, выходящей замуж девушке. Приданое - энжэ, являлось её полной собственностью, и муж не имел на него никакого права. В случае развода жена уходила с приданым, и его размер являлся своего рода гарантией высокого статуса женщины в новой семье.

Альтернативы выкупу

От калыма жестоко страдали бедняки: «Из-за калыма беднота почти не женилась, нечем было платить калым, иные долго не женились, до 40 – 50 лет» (О.Афиногенова. Родословные легенды и предания моего рода. 2018). В выигрыше были богачи, которые, по сути, покупали самых красивых девушек и две – четыре жены были у них нормой. Так, купец и судовладелец Михаил Бичаханов имел трёх жен, а богач Исаак Ертагаев – семь. Но обходились и без выкупа, по обычаю-андалята — обмену, когда две семьи, имевшие сыновей и дочерей каждая, обменивались девушками. Это не гарантировало качества, могли подсунуть невесту с дефектами. В селе Дархаты близ Усть-Орды привезли подслеповатую девушку, которую пришлось возвращать.

Те, кто не мог выплатить калым, могли отработать его. Они жили в роду или семье невесты на условиях простого работника определённое количество лет, а часть калыма могли отдать деньгами. Калым вынуждал и к женитьбе на русских девушках и карымках (русско-бурятских метисках). «Главным стимулом, заставляющим бурят жениться на крещёных, обрусевших бурятках, так называемых «ясачных инородцах», служит то обстоятельство, что за крещёную не нужно платить калыма» (Петри с.233).

Еще одно негативное следствие калыма - это такая крайняя мера как похищение женщин. Особенностям национальной традиции умыкания невест и наличии трансбайкальского и транссаянского трафиков у меня посвящена отдельная статья. Этот жестокий по отношению к женщинам обычай продержался в отдельных местах этнической Бурятии (Усть-Орде, Аге, Джиде и др.) вплоть до 70-х годов ХХ века.

Почему исчез калым?

Передовые люди того времени понимали вред этого обычая. В 1885 году тайша кударинских бурят Иван Заяханов-Хамаганов публично выступил против калыма. Он привёл факты экономических потерь от калыма и указал на нравственную сторону – «потребность вступления в брак у нас является не результатом взаимной любви и симпатии сторон, а просто делом хозяйственно-экономического расчёта», «у нас нет слов выражения нежных взаимных отношений между полами, - нет любовно-ласкательных слов, кроме слова «дуратай».

В Забайкалье практика калыма исчезла раньше: «….у забайкальцев калым потерял свое прежнее значение. Начинают считать девушку за человека». (Жамцарано с. 66-67). Однако причина была не только в нравственном прогрессе, но и в большом количестве неженатых лам. «До Великой Октябрьской революции в бурятских улусах действовало 46 монастырей (дацанов), в которых насчитывалось 23 тыс. священнослужителей» (Справочник «Бурятия», 2011).

Возможно, эта цифра отражает наивысший пик численности лам, поскольку там же указывается, что «К 1917 г. на территории Бурятии насчитывалось до 15 тыс. лам и хувараков (10% бурят мужского пола)». Этого было достаточно для возникновения дисбаланса между количеством потенциальных женихов и невест. Если в Предбайкалье не хватало девушек, то в Забайкалье мужчин.

Окончательно решила вопрос калыма Советская власть. Она установила реальное равноправие между мужчинами и женщинами и решительно ликвидировала обычай выкупа невест. Но, как отголосок, он остался в ритуалах современных свадеб, когда подружки невесты требуют от жениха и его друзей «выкуп» за неё.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

показать полностью

2

Поселье

4

Трио из Улан-Удэ вылетело из «Comedy Баттл»

Жюри даже не стали смотреть номер до конца

Трио «Чива» из Улан-Удэ покинуло «Comedy Баттл» (16+) на телеканале ТНТ. Накануне состоялся выпуск шоу, где бурятские юмористы Чимит Жамьянов, Валерий Гуляев и Юрий Дамбаев на суд жюри представили миниатюру про молодых людей, которые любят подтягиваться на турнике во дворе.

Однако посмотреть зрителям выступление до конца не позволило решение жюри. Вскоре после начала Семён Слепаков и Демис Карибидис нажали рычаги с красным сигналом и резюмировали «Не смешно». При этом Гарик Харламов признался, что ему начало понравилось, но финальный номер не тянет на главный приз – пять миллионов рублей.

- Ну, мы думали, что мы на финале сработаем немножко лучше, но получилось, как получилось. Тем не менее, это для нас первый сезон «Comedy Баттл», мы дошли до финала. Мы считаем, что это уже в принципе неплохо, - сказал после выступления Юрий Дамбаев.

- Ну, а главное, нам всё понравилось, - заключил Валерий Гуляев.

Стоит отметить, что почти все выступления «Чивы» были на грани вылета. Каждый раз их спасал кто-то из жюри. На отборочном туре они ещё до начала выступления услышали комплименты от члена жюри Азамата Мусагалиева. Однако первый номер жюри раскритиковало и едва не отправило бурятских юмористов домой. Ситуацию спас только второй номер.

В следующем раунде трио «Чива» также едва не вылетело из шоу, но шанс им дал комик Алексей Щербаков.

В полуфинале бурятские юмористы получили «за» от всех членов жюри, хоть Ваня Усович заявил, что сомневался.

показать полностью

2

Анон. Сбили ребенка на вилосипеде. Энергетик.

6

12 человек за сутки. Такого количества смертей от ковида еще не было в Бурятии

Еще 235 жителей республики заразились коронавирусной инфекцией

Как сообщает Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, по состоянию на 8.00 ч. 19 июня 2021 г. в республике зафиксировано 41 433 (+235) подтвержденных случаев заболевания COVID-19. Из них 54% (21755) приходится на Улан-Удэ.

Из выявленных случаев заражения: 168 чел. - обследованы в связи ОРВИ и пневмонией, остальные лица обследованы с профцелью и по эпидпоказаниям, и 11205 – контактные.

Дезинфекция проведена на площади более 188 га.

В стационарах Республики Бурятия получают лечение 2539 пациентов с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее, в том числе осложненной внебольничной пневмонией – 2076. В отделениях реанимации находится 136 пациентов (из них старше 65 лет – 80), на ИВЛ – 109 пациент (из них старше 65 –59), в том числе на неинвазивной ИВЛ – 81.

Занято 93,3% коечного фонда.

Амбулаторное лечение проходит 9738 зараженных.

Всего выздоровело от заражения COVID-19 – 39 715 (+75) чел., дополнительно сняты с наблюдения 439 человек.

Умерших с тяжелой сопутствующей патологией – 998 (+12) человек.

На телефон 8-3012-37-95-32 «горячей линии» Минздрава РБ за прошедшие сутки поступило 1495 обращений. Работа операторов на многоканальном телефоне «горячей линии» продолжается в круглосуточном режиме.

Диспетчерская служба 112 также принимает обращения граждан.

показать полностью

10

В Бурятии дети украли из пекарни хлеб и печенье

Теперь им грозит уголовное наказание

В Дежурную часть МО МВД России «Хоринский» поступило заявление от местного жителя о том, что неизвестные в ночь на 1 июня проникли в хлебопекарню по ул. Ленина в с. Хоринск и похитили хлебобулочные изделия – около 5 килограммов печенья, лоток с хлебом, сообщает МВД по Бурятии.

На место происшествия незамедлительно выехала следственно-оперативная группа. Были изъяты следы пальцев рук, а также обуви. По результатам экспертизы было установлено, что следы принадлежат несовершеннолетним лицам.

Личности детей быстро установили, после чего их задержали по месту проживания. Как сообщает МВД, «похищенное частично изъято», то есть какую-то часть дети, вероятно, успели съесть или продать.

На голодных детей возбуждено уголовное дело по статье «Кража», ведется следствие.

показать полностью

24